20. Перекрёсток Миллера
Всё дело в шляпе
Америка 30-х годов. Том Риган — влиятельный советник Лео — одного из мафиозных боссов. Том умён и циничен и умело балансирует между двумя противостоящими бандами, готовыми сорваться в любой момент. Он пытается удержать их от войны, но в скором времени, Том переходит на сторону враждебного клана, поняв, что его попытки выдать спекулянта Берни – камень преткновения – тщетны. Есть и другая причина, Том рассказывает своему боссу ирландцу о своих отношения с Верной – любовницей Лео и сестрой Берни.
Вся власть и полиция в картине на побегушках у бандитов. Все липнут, как банные листы то к ирландцу, то к итальянцу, то снова к ирландцу – подлинной власти в городе. Главный герой, поначалу переметнувшись на сторону сильнейшего, понимает, как всё вокруг мерзко и с присущим ему цинизмом, начинает играть в собственную игру.
Умелая находка Коэнов – сделать так, чтобы главный герой понравился зрителю, представился справедливым. Том Риган скептически смотрит на окружающие его глупые побоища и всё лживое вокруг. Разве есть нужда прогибаться под боссов, если на перекрёстке Миллера (символ смерти и место расстрела неугодных, по фильму) рано или поздно окажется каждый из нас? Всё окружающее бренно, нет ничего постоянного в этом мире кроме природы и стихии. В таком случае, почему бы не рискнуть и не посмяться на славу над тупоголовыми головорезами?
В каждом фильме Коэнов есть своя фишка, как есть и в “Перекрёстке Миллера”. Шляпа здесь – важный элемент фильма, она символизирует обстоятельства, главный герой носится за ней во снах, теряет её. А посудите, стоит ли гоняться за какой-то шляпой интеллектуальному герою, который в состоянии не гоняться за обстоятельствами, а собственноручно производить их на свет?
Том решил не искать своё место под солнцем, а двигать солнце по своему усмотрению. В окружении глупых людей это оказалось довольно легко. Цинично надев шляпу, знаменуя тем самым собственный внутренний двигатель, он по своему усмотрению перевернул всё вверх дном. Он перестал бегать за шляпой! Том Риган просто поиграл на перекрёстке, и теперь ему, может быть, просто хотелось посмотреть, как люди, вроде Берни изворачиваются, чтобы туда не попасть. Мы видим циничного и умного героя в циничном и глупом мире, который изображён в фильме просто прекрасно, где вкупе с феноменом Коэнов достойно воплощены идеи нуара.
Фильм насыщен специфическим юмором Коэнов, делающим фильм лёгким для просмотра, к тому же они, как и всегда, постарались с диалогами, которые выполнены замечательно. Особенно удалась сцена лепетания Берни на перекрёстке и дальнейшего его шантажа. Берни нужно было убить по приказу мафии, но Том не сделал этого. И что мы видим? Только выскочив из лап смерти, Берни пытается шантажировать Тома, объясняя это тем, что Ригану грозят неприятности, если еврея обнаружат живым. Понятно, что Тома раздражает это, и, видя, как сестра Берни не верит, что тот жив, убивает его уже по-настоящему. Перед смертью, Берни спрашивает: “Какой смысл?” Смысл, как мне кажется, в разнице, как ведут себя Том и Берни на перекрёстке Миллера и в том, что в итоге выжил тот, кто не боялся смерти. Фильм под девизом: “Жизнь опасна, от этого умирают”.
Коэны умеют снимать стильно. В фильме с изяществом использованы светлые тона и всегда чистый воздух. Да уж, кинематографическое мастерство братьев, как говорится, не пропьёшь. Благодаря этому фильмы Коэнов всегда приятно смотреть, не смотря на размеренный ход событий.
Использована хорошая музыка, мне особенно понравилась сцена, когда Лео выбирается из горящего дома под виртуозно вставленную романтическую мелодию, абсолютно противоположную действию.
Гэбриэл Бирн отлично сыграл ироничного Тома. Колоритно вышел Джон Полито, играющий босса итальянской мафии. А Берни в исполнении Джона Турторро и вовсе вне всяческих похвал, своей эмоциональной игрой актёр меняет отношение зрителя к Берни с сожаления на презрение.
Перекрёсток Миллера — превосходный фильм, но не для каждого. Надвигайте на лоб шляпу покрепче, чтобы не улетела!
“-Я однажды сон видел. Я иду по лесу, не знаю зачем. Поднялся ветер, сорвал с меня шляпу.
-И ты погнался за ней, да? Ты бежал и бежал, и, наконец, поймал шляпу. Ты поднял ее, но это была уже не шляпа. Она превратилась во что-то другое, что-то чудесное.
-Нет, она так и осталась шляпой. Нет, я не гонялся за ней. Нет ничего более глупого, чем мужчина, бегущий за своей шляпой”